Я надеюсь, что опытные неформальные лидеры среди читателей этой статьи смогут абстрагироваться от частностей, от конкретики — содержания деятельности. Некоммерческий рок-фестиваль, или ролевая игра, или детский лагерь, или никем не финансируемая политическая акция, или ЧГК, или скаутский лагерь, или, или, или... Везде нужно что-то ДЕЛАТЬ. Ставить палатки, сцену, усиление, сочинять вопросы, верстать и размножать листовки, охранять, мастерить, строить строяк, резать чипы, и, и, и, и... Все неформалы сталкиваются с проблемой поиска бескорыстных добросовестных работников. Когда они есть, сообщество на подъеме. Когда их не хватает, сообщество чахнет.
December 17 2007, 15:46:45 UTC 4 years ago
Но допустим. Дальше-то что? если мне правильно помнится в ТГ был целый раздел "геронтология" сообществ как-то так. Утверждалось, что и дряхлеющее сообщество можно "омолодить". Можно ли омолодить 2К, можно ли преодолеть охранительные тенденции? Или оставить все как есть, "оставьте в покое покойника..."©?
December 17 2007, 17:57:59 UTC 4 years ago
Статья о вообще
Я пытался написать очередную статью, в надежде, что она может оказаться полезной не только и не столько 2К сколько другим неформалам, более широкому кругу. 2К использован как пример. По такому же принципу - общее место+пример написаны и "Nехнология группы" и "Технология группы-2" Разница в том, что в первой книге примеры обезличены, а второй - это рассказы, интервью о жизни конкретных неформальных сообществ. Во второй книге эти примеры (мы их назвали "текстовые иллюстрации") занимают половину книгу.Насчет трюизмов согласен... но и ТГ2 - в значительной мере ремейк, а из того, что в ней есть нового, опытным неформальным лидерам и так все известно. Подзаголовок "Пособие для лидера неформальной группы". То есть типа учебника. Естественно он состоит из банальностей. Достоинства учебника не в новых научных открытиях - для этого есть монографии и диссертации, а в каком-то способе подачи таком, чтобы лучше доходило до тех, кому это еще не известно. В этом направлении мы с Михой (Кожариновым) постоянно ищем,экспериментируем. И с Бергом искали - последняя редакция ТГ 1996 г. сильно отличается от первой 1985 г.
Вот опубликуем, посмотрим на реакцию читателей...
December 17 2007, 18:05:27 UTC 4 years ago
Геронтология - не омоложение!
И в ТГ и в ТГ2 писалось\пишется не о том, как омолодить.1. Как определить старость? Это сложнейший вопрос. Мы с Бергом так и не согласовали гипотезу, что изнутри сообщества заметить старение невозможно.
2. Как вести такой образ жизни, чтобы оттянуть старческую дряхлость на какой-то в разумных пределах срок. Но этот образ жизни надо вести до того как дряхлость уже наступила.
Конечно, как сказал главный мертвец, "всякая аналогия хромает", и эта аналогию с животным весьма далека от возможности развития. Но как художественный образ, для популяризации поверхностно годится.
December 18 2007, 06:33:46 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
И в ТГ и в ТГ2 писалось\пишется не о том, как омолодить.Ну, хорошо, не придирайся. Скажем, не "омолодить", а "продлить бодрую, активную старость". Почему, в конце концов (этот вопрос меня давно уже занимал) другие коллективы: научные лаборатории, КБ, театральные и цирковые труппы - могут жить и поддерживать креативность десятилетиями, а для сообщества "по Ланцбергу\Кордонскому" предел 5-6 лет?
1. Наверное, невозможно или, скорее, очень трудно. Но - поправочка - с позиции лидера группы. А не вообще "из группы". А вообще-то существует, по-моему, достаточно наблюдаемый набор формальных признаков, по которому можно диагностировать ту самую "старость". Например - пресловутый перевес охранительной деятельности над созидательной. Другое дело - трудно правильно квалифицировать собственную деятельность в этом разрезе. Или даже невозможно. Поэтому и - невозможно с позиции лидера.
2. А что - "старость" заметить невозможно, а "дряхлость" - пожалуйста? То есть - можно в конкретном случае (далеко не ходить - в рассматриваемом примере) сказать "здесь старческий маразм и сенильная деменция" и начать копать могилу?
December 18 2007, 15:18:38 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
Почему другие коллективы: научные лаборатории, КБ, театральные и цирковые труппы - могут жить и поддерживать креативность десятилетиямиЯ никогда не знаю ответа на вопрос "почему". Все что написано в наших книгах - обобщение очень большого количества эмпирических наблюдений. Мы отнаблюдали, что у формальных и неформальных групп (сообществ и т.п.) разные сроки жизни. Я не знаю, почему бабочка живет один день, собака - 15 лет, дуб - несколько сотен лет.
Хотя формальными организациями мы не очень интересовались эмпирически, на это есть академические социология и социальная психология, мы их почитали.
Наши кнги - не научные книги. Это метод которым человечество пользовалось до появления науки в Декартовом смысле слова. И теперь этот метод продолжает существовать параллельно с наукой.
В любом крупном книжном магазине ты найдешь полки с руководствами для садоводов, как выращивать на фазенде разные цветы, овощи... В этих книгах нет ответа на вопрос "почему". Это обмен опытом между успешными фазендейро - эмпирика, не наука. Совсем в другом разделе магазина стоят книги по биологии, генетике, биохимии и т.п. - это наука.
Наука и эмпирика мирно сосуществуют, дополняют и обогащают друг друга. Появление науки явилось развитием мира, то есть усложнением. Наука прибавилась к эмпирике, но не отменила ее.
December 18 2007, 15:32:58 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
Это метод которым человечество пользовалось до появления науки в Декартовом смысле слова? дадада, "человек - это существо на двух ногах, лишенное перьев":))December 18 2007, 15:31:39 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
существует, по-моему, достаточно наблюдаемый набор формальных признаков, по которому можно диагностировать ту самую "старость". Например - пресловутый перевес охранительной деятельности над созидательной. Другое дело - трудно правильно квалифицировать собственную деятельность в этом разрезе. Или даже невозможно.Да согласен. Именно это я и имел в виду "изнутри группы".
У тебя самого сложная позиция - ты как бы и внутри и вне... Или отчасти..
Но во всяком случае (поскольку мы находимся не в ЖЖ 2К а в моем, здесь я модератор), из всех позиций высказанных во второканальской дискуссии твоя мне наиболее близка: "второй канал выполнил свою миссию".
Ну я бы эту позицию дополнил - может быть, одну из миссий, которая изначально декларировалась как главная. Миссий может быть и несколько. В частности старое неформальное движение может участвовать в синтезе нового. Подробнее у нас с Кожариновым написано об этом здесь. Хотя, чтобы это читать надо опять-таки абстрагироваться от содержания деятельности. Мы намеренно выбрали в качестве примеров политические молодежные движения, так как информаци о них более известна широкой публике из других источников. Хотя гораздо более наглядным примером могло бы послужить зарождение ролевого движения, но тогда его пришлось бы подробно описывать и объем книги увеличился бы за разумные пределы...
December 18 2007, 15:50:56 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
ты как бы и внутри и вне... Или отчасти..вне, увы. совсем уже - вне.
твоя мне наиболее близка: "второй канал выполнил свою миссию". моя-то как раз была несколько иная, причем это "несколько" лично для меня боле, чем существенно: оно мне как-никак стоило членства в команде и дружбы человека, перед которым я преклонялся.
Это "несколько" заключается именно что - "одну из миссий", причем даже не декларированную!
Подробнее мне не хотелось бы здесь - быльем поросло, хотя все равно вспоминать больно, да и - сейчас не 2003й а 2007й...
А вот насчет ТГ и твоих "оправданий", что это-де чистая эмпирика... Вы же ее сами позиционируете ка учебник. И в среде, причастной к 2К к этому материалу относятся серьезно, если не как к катехизису, то... сорри, спешу - продолжу завтра
December 18 2007, 16:50:47 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
Вы же ее сами позиционируете как учебникСогласен что "учебник" неудачный образ. Я его неудачно употребил в постинге, но над книгой мы работали более тщательно.
Там написано "пособие" - типичное слово для аннотации\подзаголовка эмпирических книг. Вот типа выращивания малины или книг радиолюбителей 10-х - 30-х годов, когда КВ-связь на КВ была любительским увлечением и мощнейшим всемирным неформальным движением.
А что касается того, как к этой книге относятся - мы уже с тобой как-то обсуждали. С аналогией того, как относятся зрители к твоим песням. Это проблема, но я не знаю, как ее решить.
December 19 2007, 14:06:12 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
Плюсадын за несколько миссий.Но нужная мне - не нужна нафиг никому. А заглавная тихо спущена под стол.
Хотелось бы увидеть ТГ2 в бумаге. Уже кончается запас брошюрок ТГ, которые иногда даю на почитать активистам.
А за ролевое движение я бы потрындел, особенно в плане перехода от интравертной в экстравертную фазу в самом начале 90х.
December 19 2007, 17:26:02 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
Хммм... А ты вправду уверен, что все остальные твердо знают, какая в твоем понимании миссия - заглавная, а какая - нужная тебе? Тут иногда, когда говорят слово "время", кто-то это понимает как 18.00, а кто-то 6 часов вечера +/- час, а может вообще не стоит...December 19 2007, 19:03:09 UTC 4 years ago
Разомнусь, что ли...
Заглавная - с сайта и с первых пеар-текстов. "Искать новые культуроемкие имена в АП".Нужная мне - "искать тихих и не услышанных на фоне громких и ярких" - озвучена была Жуковым достаточно давно и долго переходила из текста в текст. Я, честно говоря, и не заметил, когда именно (лет более чем несколько назад) она была тихо спущена в канализацию, судя по комментариям ЧЖ.
В результате вы в комьюнити 2К и бодаетесь вокруг темы "наша цель подтверждается тем, как здорово наших лауреатов стал замечать первый канал". Да, хорошо. Только это говорит о том, что изо всех целей достигнута единственная - и это не обеспечение определенного качества продукта, а мутация критериев отбора первого канала. Хотя бы и под влиянием 2К.
Также позволю себе заметить, что спрос бывает ответный, бывает опережающий, а бывает отложенный. И предложение бывает ответное, а бывает опережающее. Лауреаты Канала шли в первый канал лауреатиться с некоторым лагом. То есть, предложение было опережающим спрос (и опять мы возвращаемся к тезису, что целью канала было "находить тех, кто потерялся в основном потоке"). А теперь нам предлагают порадоваться, что в шорт-листе Петака лауреаты 2К, и погрустить, что лауреаты последних лет - люди и без того известные ИЛИ нигде не засветившиеся - то есть, после "или" нас не устраивает, что предложение опережает, надо бы чтобы оно стало ответным, но не очень (ах, сейчас у нас в лаурятах люди и без того известные... А Белый-96 или Лазарев-99 - это, типо, абсолютно темные лошадки?!). А дальше что - запаздывающее предложение как вершина мечтаний? Неудивительно, что эту динамику видят все, только комментируют по-разному.
December 19 2007, 20:00:44 UTC 4 years ago
Миссиология ;-)
Заглавная - с сайта и с первых пеар-текстов. "Искать новые культуроемкие имена в АП".Это с точки зрения внутреннего наблюдателя. А точки зрения внешнего правило (для меня, ессно) такое:
"главной называется та из выполняемых параллельно задач, которая выполняется в ущерб остальным в случаях, когда не удается выполнять все задачи равнозначно" (или в соответствии с декларируемыи приоритетами).
Именно в этом смысле пересказ Данэма: "у каждой молодой организации своя внешняя цель, у всех старых одна и та же - самосохранение".
Еще есть такой термин "организационный фетишизм" Кажется, его ввел Эрнст Мандель. Суть та же: организация важнее цели, которую она должна выполнять.
December 19 2007, 22:37:23 UTC 4 years ago
Re: Миссиология ;-)
для меня звоночек прозвенел когда педагогически ориентированные (уточняю на всяк случай: не детско-педагогические, а педагогические вообще) люди перестали играть какую-то роль в целеполагании. Искусство искусством, но целью оно являлось у Берга всегда поскольку постольку.Кстати, реальную-ьто миссию-то и просчитать можно, по методике рассыпанных листочков. Начать с самого низа пирамиды, с выбора средств и кадров...
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
December 20 2007, 08:28:23 UTC 4 years ago
Приглашение к спору
Леша, а вот у меня в последнее время (и отчасти по мотивам 1-й и этой дискуссий) зародилось представление, что "нужная тебе" в жуковской формулировке - объективно mission impossible и никакой Томкруз не поможет.Почему? А потому что есть наши культурологические деяния - и есть объективные механизмы культурной эволюции, данные нам - увы! - в ощущениях, но не в определениях. Время само призывает своих героев, а каким героем надо быть, дабы Время тебя призвало - мы, смертные, понимаем только постфактум, по объективным результатам.
Может быть потому и "тихая" бардесса Воробьева(Калинина), столь ценимая ПредседателемЖюри и "тихий" рокер Мирошкин, столь ценимый ВПС - не стали "героями нашего времени", став "всего лишь" лауреатами 2К?
Теза "искать тихих-неуслышанных" имела подтекст, не проговариваемый явно ни Жуковым, ни Ланцбергом: подразумевалось, что речь идет о "неуслышанных, достойных быть услышанными", т.е. неуслышанных в силу культурных флуктуаций, а не закономерностей. То есть - в определенном смысле это работа, так сказать, на Культуру в целом.
Можно, конечно, искать "тихих-неслышимых" и "лично для себя" - вот только для этого не катит фестиваль таких масштабов, с таким бюджетом и такой ресурсоемкостью. Можно, конечно, - но это уже не "альтруизм", а натуральная маниловщина, мост через пруд.
Кстати сказать - был же проект, заточенный (в песенной своей части) именно под поиск "близких-тихих-неуслышанных" независимо от их потенциальной востребовнности в здании Большой Культуры. Он, если помнишь, назывался "Костры".
Нда, о принципиальной несхожести и даже противоположности "Костров" и "Канала" я, было дело, много спорил с Бергом...Смешно, конечно - спорить с родителем о структурных особенностях его детищ... А вот поди ж ты. Во всяком случае - я-то Берга ни в чем не убедил. А жизнь, после того, как "Костры" были де-факто свернуты, а "Канал" - де-факто переорентирован на большую "костровость" - а случилось это, когда, собственно, ВСЕ случилось - 2002-2004 год - все и расставила по местам.
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
4 years ago
December 19 2007, 20:10:19 UTC 4 years ago
Главная миссия
У нас с Бергом в педколлективах это все знали. Это всегда вербализовалось, обсуждадлось, разжевывалось (при необходмиости правилось), декларировалось, вешалось на стенку и повторялось многажды.Формулировка и расстановка приоритетов задач - одна из функций установочной сессии. Сессия проводилась ежегодно. Иногда задачи и приоритеты несколько менялись, что естественно - время, внешние условия меняются. Но не допустить расхождений между декларацией и практикой старались из всех сил. Мне кажется, это получалось... ессно не на 100%, но с приемлемой достоверностью.
Да и внешних наблюдателей регулярно приглашали, напрягали их этим...
December 20 2007, 15:19:54 UTC 4 years ago
Re: Главная миссия
БЛИН!ВОТ ОНО!
Для 2 канала после отъезда Берга из Тюменского, установочные сессии сначала затруднились, а потом и вовсе прекратились. Какое-то время держался ресурс контактов наработанных на старом месте, - а потом увы. Поэтому восстанавливать что-либо без прикидок и сбивания руппы имхо нереально по любому.
4 years ago
4 years ago
December 19 2007, 19:35:34 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
У тебя кончается? Хы! У меня уже давно кончился. Осталось по одному экземпляру, да и то не всех не всех переизданий - а их было не меньше 11 (это те, про которые мы знаем).ТГ2 в бумаге и мне увидеть хотелось бы. Но мы неопытны в книгоиздании и совершили кучу ошибок. Сначала купились на заманчивое предложение чересчур крутого издательства. Ессно в крутости для нас главное не гонорар, а большая сеть распространения. Вот они уже год тянут, темнят и не издают.
Еще весной мы на него плюнули н начали делать другой вариант книги - более расширенный (крутое издательство сильно ограничивало количество страниц). И теперь колеблемся. Отдавать в издательство попроще, которое, совершенно не исключено, тоже будет тянуть год? Или напечатать самиздатом (ну, ISBN купить, так что это будет легальный самиздат ;-), но тогда как эту книгу распространить? В наше же время главное не произвести товар, а продать его. Вот свалят в Москве у Михи штабель этих книг - че мы с ними делать будем?
Раздавать бесплатно - я уже убедился на практике, что это было эффективно 20 лет назад, когда книги были дефицитом, любые. Теперь раздавать - это все равно, что в мусор выбрасывать. Надо продавать за умеренную цену. А я продавать ну совсем не умею. Я вот 50 дисков Ланцберга продать не смог, хотя старался. Слава богу, друзья помогли. У Михи этого таланта чуть-чуть есть, но - опять таки откуда у него сеть распространения?
Наконец, можно на все плюнуть и вывесить в интернете. Может когда-то мы до этого дозреем. Пока еще не дозрели. Но процесс идет ;-)
December 19 2007, 22:39:24 UTC 4 years ago
Re: Статья о вообще
если есть кому, попробуйте просчитать вариант с подпиской. Если подписка возьмет грубо говоря полтиража, то вторую половину можно и не торопясь реализовывать "свалив у Михи штабель".December 20 2007, 14:02:58 UTC 4 years ago
ТГ2
если есть кому,Если есть кому - ключевые слова. И понятие. Я лично не из тех людей, гениев, которые талантливы во всем. В чем-то я талантлив. Но, например, не умею рисовать, плохо езжу на велосипеде и мотоцикле без коляски (вестибулярный аппарат плох), и.... еще длинный список, в том числе бизнес. По жизни я наемный работник. Да и не учился бизнесу нигде.
Миха Кожаринов че-то как-то больше понимает... Есть у него пару фирм в Москве, но они явно не супер, скорее выживают, чем процветают.
Вообще найти неформала и одновременно способного бизнесмена - задача сложная. Наверное, бывают и такие - человек весьма многообразен. Если вдруг знаешь такого подскажи, познакомь. Буду еще обращаться к разным людям с такой же просьбой.
А пока Миха будет что-то мутить... не знаю что, на его усмотрение.
Из работы над книгой сегодня на повестке дня найти художника для цветной обложки. Может еще пару иллюстраций тушь-перо внутри книги.
Хотелось бы, чтобы он нарисовал стилизованные образы разных неформалов.
Хотя, елы-палы, наверное и обложку надо согласовывать со специалистом по маркетингу. А где такого взять?
Ну, вот так и работаем...
December 21 2007, 08:35:13 UTC 4 years ago
насчет ТГ2
Миша, тут назрел некий план-идея по выпуску и распространению книжки. Не скажу, что 100% сработает, но почему бы не попробовать?Если тебя сие интересует - напиши мне на serge.greenberg(собакатакая)gmail(иточка
Нужно прояснить ряд техмоментов.
December 22 2007, 19:34:34 UTC 4 years ago
Re: насчет ТГ2
Написал между прочим. Или письмо не дошло, или...не не буду предполагать...
4 years ago
December 19 2007, 19:42:44 UTC 4 years ago
ТГ2
А за ролевое движение я бы потрындел, особенно в плане перехода от интравертной в экстравертную фазу в самом начале 90хИ я бы потрындел!!! Мы уделили этому периоду много внимания. У нас в книге развернутые интервью - рассказы очевидцев, о том периоде. И не рядовых очевидцев, а, например, Дяди Славы, Ланса, Пуги, Глазунова, Глюка и пр. Они рассказывают эту историю каждый со своей точки зрения. Мне кажется, интересно получилось... хотя местами и многословно... Но не так уж... Общий объем расширенного варианта ~ 400 страниц. Ессно там далеко не только о ролевиках.
December 19 2007, 22:32:59 UTC 4 years ago
Re: ТГ2
самое смешное, что все, чего я достиг там за свой первый год, получилось именно благодаря ТГ. Сначала очно у себя в клубе в Ульяновске, а потом в фидо. Сначала отношение ко мне было "ну ты чувак какую-то лабуду порешь", потом "как это доказать2, потом "а где это почитать"... А сейчас, когда это перестало быть неформальным движением, и постепенно стало местом самоутверждения офисного планктона/молодых манагеров и им завидующих, отношение вернулось на "ну ты чувак какую-то лабуду порешь". В результате, пришлось уходить на собственную делянку. Но от упущенных в 93-95 перспектив иногда совсем грустно становится.December 20 2007, 14:04:59 UTC 4 years ago
Re: ТГ2
самое смешное, что все, чего я достиг там за свой первый год, получилось именно благодаря ТГНу почему смшно? Это мне как соавтору приятно. Спасибо.